Троицкий Сергей Всеволодович

         
"Международная научная конференция «Промышленные газы»
 

11 марта 2009 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась международная научная конференция «Промышленные газы». Участники конференции из России, Украины, Чехии и Словакии представили и обсудили более десяти научных и научно-практических докладов, посвященным широкому кругу вопросов исследования свойств и практического применения технических газов в самых различных отраслях – от промышленности, транспорта, космической отрасли до медицины и спорта. В докладах, в основном, речь шла о редких газах ( гелии, неоне, ксеноне и других), а также о газах, имеющих отношение к энергетике – о водороде и сжиженном природном газе - метане. Последняя тема представляла особый интерес для участвовавших в обсуждении докладов членов редколлегии журнала «Автогазозаправочный комплекс + Альтернативное топливо»: проф. Н.А. Иващенко, проф. Г.К. Лавренченко, главного редактора журнала «АГЗК+АТ» В.В. Дементьева.

 Сопредседатель конференции доктор Вацлав Хрз, Чешская республика, представитель крупной транснациональной компании Chart Ferox, специализирующейся на производстве газового оборудования и транспортных средств для сжиженного природного газа, представил на русском языке два очень интересных доклада: «Роль СПГ в составе энергетических ресурсов» и «Экономический анализ снабжения малых потребителей сжиженными техническими газами». Основные положения первого доклада были в сжатом виде изложены в статье д-ра Вацлава Хрза, представленной им для публикации в нашем журнала «АГЗК+АТ» №1(43), 2009 г. под заголовком «Виртуальные трубопроводы». На конференции д-р Хрз имел возможность более подробно и наглядно, с демонстрацией фотографий и различных графиков, показать, самые различные сферы применения СПГ.

 

Сжиженный газ исторически используется прежде всего как удобный способ его транспортировки с месторождений на шельфе, откуда невозможно проложить магистральный газопровод. Именно так транспортируется газ с норвежского шельфа. Современные технологии создания криогенных емкостей большого объема позволяют длительно хранить сжиженный при сверхнизких температурах газ в бездренажном режиме - то есть без стравливания испарившегося в хранилище криогеного газа в атмосферу. Причем хранить СПГ можно в таких объемах, которые позволяют обеспечивать энергией, например, сталелитейный завод, построенный на морском берегу в Норвегии, либо использовать запасы сжиженного газа для будущих периодов пиковых нагрузок электростанций. Например, во время зимнего резкого понижения температуры воздуха. СПГ также очень удобен для развития газоснабжения и газоторговли на новых негазифицированных рынках. СПГ в этом случае завозится на газохранилища – аналог газораспределительных станций- откуда он затем развозится криогенным автотранспортом до конечных потребителей.

 

Проблеме транспортировки СПГ автотранспортом уделялась особое внимание в обоих докладах д-ра Хрза, компания которого имеет большой опыт подобной доставки газа. В докладе было показано, что при определенных условиях экономически более выгодно транспортировать СПГ в криогенных цистернах ( автомобильных полуприцепах или даже в автопоездах до трех цистерн большого объема в каждом автопоезде) нежели строить традиционный газопровод от газораспределительного пункта или от производителя до конечных потребителей газа. Зачастую это выгоднее, даже если нет каких-либо препятствий для строительства газопровода. Но чаще всего такие проблемы есть. Это и рельеф местности и проблемы землеотвода на территориях, являющихся частной собственностью и многие другие.

 

Из доклада д-ра Хрза и на примерах, в основном Польши, следовало, что при определенном уровне потребления газа на расстоянии до 200 километров гораздо выгоднее перевозить СПГ автотранспортом, чем строить ответвление от существующего газопровода. В то же время д-р Хрз показал весьма впечатляющие фотографии двигающейся по пустыне автоколонны из более чем 50 криогенных полуприцепов, , которые перевозят СПГ в Китае из пустыни Гоби в промышленный район на юго-восточном побережье Китая на расстояние 4400 километров. Рассмотрев различные варианты транспортировки газа по этому маршруту китайцы предпочли не строить газопровод, а закупив большое количество криогенных полуприцепов стали перевозить СПГ именно автотранспортом, несмотря на очень большое расстояние, которое, казалось бы, требует обязательной прокладки магистрального газопровода.

 

Во втором докладе д-ра Хрза также основное внимание было уделено проблемам доставки газа, но не крупным, а малым его потребителям. Из доклада явствует, что для обеспечения газом малых потребителей возможен как достаточно традиционный способ доставки газа в малых криогенных сосудах с заменой пустых баллонов на полные, так и более ьэффективный метод газоснабжения – с заправкой сжиженным газом баллонов, находящихся у потребителей, с помощью автомобильного газозаправщика, оснащенного погружным криогенным насосом высокой производительности. Последняя технология позволяет дозаправлять имеющиеся баллоны до их полной ибо учитывается только залитый новый газ, независимо от того сколько его оставалось в баллоне до его дозаправки. Это позволяет потребителю не иметь про запас большое количество дорогостоящих криогенных емкостей для СПГ, а поставщик имеет возможность в течении одного рейса заправить газом несколько потребителей. Применение этой схемы стало возможным также в результате внедрения нового поколения криогенных емкостей для длительного хранения СПГ без его дренажа – то есть без потерь газа от его испарения в результате естественного согревания в низкотемпературном сосуде от воздействия температуры окружающей среды.

 

Выступавший на конференции практически последним, д-р Хрз особо отметил высокий научный уровень представленных на ней докладов, что, по его словам, выгодно отличает формат этой конференции от многих других специализированных форумов по газовой тематике, где основное внимание уделяется чисто коммерческим вопросам.  С этим согласился в своем заключительном слове и председательствующий на конференции и ее научный руководитель – заведующий кафедрой Э-4 МГТУ им. Р.Э. Баумана, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, лауреат государственных премий СССР и России Алексей Михайлович Архаров, который высказал уверенность в том, что российская газовая наука не погибла и активное участие в конференции молодых русских ученых, аспирантов и даже студентов старшекурсников служат тому наглядным доказательством.

 

Научно-практический интерес представлял и второй доклад по тематике использования природного газа «Технология производства легкого газового конденсата в условиях промыслов». Он был представлен от ОАО «Краснодаркрайгаз» и был посвящен проблеме утилизации газового конденсата в условиях истощения газового месторождения и низкого дебита газовых скважин. Цель, которую ставили перед собой разработчики технологии утилизации легкого газового конденсата была весьма скромной, хотя и важной для самого газодобывающего предприятия, а именно - обеспечить (в результате ректификации газового конденсата) моторным топливом собственные нужды и не прибегать к закупкам дорогостоящего топлива на стороне. В докладе рассматривались несколько вариантов малотоннажных установок ректификации газового конденсата, их плюсы и минусы.

 

Проблема максимальной утилизации «остатков от газодобычи» весьма важна не только для Юга России, где промышленная добыча природного газа практически завершается, но она актуальна в обозримом будущем и для других газовых провинций, где старые, разведанные еще во времена СССР, газовые ( и нефтяные) месторождения интенсивно вырабатываются, а прирост запасов новых разведанных месторождений упал в 2008 году до отметки ниже 50% от уровня текущей добычи , в то время как в СССР, где в геологоразведку инвестировались значительно большие средства, этот коэффициент «добыча- прирост запасов» превышал 100%. Иными словами, потенциал газодобычи в России, при сложившейся «в годы реформ» практике добычи, истощается, причем истощается он весьма быстрыми темпами.

 

 С учетом необходимости выполнения уже подписанных долгосрочных контрактов на экспорт газа в Европу и в другие страны, подобное положение в газодобыче и, особенно, перспективы этой газодобычи на обозримое будущее, объективно стимулируют проведение такой газовой политики в отношении отечественных потребителей газа, чтобы последние, как минимум, не увеличивали бы свои заявки на квоты на поставки газа внутри России, а еще лучше, чтобы российские потребители газа под правильным лозунгом об энергосбережении и повышении эффективности энергопотребления вообще бы сократили свое потребление газа внутри России.

 

Этого можно достичь различными путями. В том числе:

 1) посредством резкого повышения цен на газ для российских потребителей до «европейского уровня» ( что по мнению многих промышленников окончательно "добъет" энергоемкую промышленность России) , а также

 2) путем искусственного сдерживания развития таких перспективных отраслей, которые могли бы стать новыми потребителями газа внутри России. Например, торможением развития той части новой газомоторной отрасли, которая ориентирована на использование не попутного нефтяного газа (пропана-бутана, который добывается или сжигается в факелах нефтяными компаниями), а метана – природного газа в его двух ипостасях как моторного топлива – в виде компримированного природного газа ( КПГ) и в виде сжиженного природного газа ( СПГ ).

 

Именно такими обстоятельствами можно объяснить казалось бы необъяснимое – почему «новая рыночная Россия», которая в эпоху СССР была передовой страной в области использования газомоторного топлива, сегодня безнадежно и всё больше отстает в использовании газомоторного топлива от зарубежных стран. Причем отстает она уже не только от развитых западных стран , но и от азиатских и даже от латиноамериканских государств.

 

Почему в «рыночной экономике» России не приживается более дешевое (рыночно более эффективное) газомоторное топливо – компримированный природный газ, в потреблении которого автотранспортом на первое место в мире сегодня вышел весьма бедный Пакистан? В чем причина? Может потому что мы  "богаче"  Пакистана и Индии, где запущены широкомасштабные программы перевода автотранспорта на более дешевое газомоторное топливо? Или, возможно,  мы живем в экологически более благоприятных условиях чем живут люди в  Германии и США, где государство, исходя прежде всего из экологических соображений,  принимает специальные государственные программы стимулирование газомоторной отрасли и в их рамках выделяет десятки миллиардов долларов и евро для перевода своего автотранспорта, прежде всего муниципального автотранспорта,  на газомоторное топливо? ( По «Плану Обамы» в США для стимулирования газомоторной отрасли выделяется свыше 15 миллирдов долларов). Или всё аки причина в чем -то другом ?

 

Возможно, причины нашего отставания лежат совсем в иной плоскости?  Возможно, главная  причина нашего отставания в том,  что наша экономика совсем не рыночная, а предельно монополизированная, причем  интересы крупнейших частных акционеров монополий не совпадают с интересами всего российского общества?  Известно, что особенно сильна эта монополия в сфере газодобычи и  транспортировки газа  с последующим фактическим  распределением газа по квотам. Может это и есть главная причина нашего отставания в газомоторной отрасли ( и не только в ней) «от планеты всей» ? Чем можно объяснить, что Государственная Дума уже в трех своих созывах - более 10-12 лет - не может принять закон об альтернативных видах топлива ?

 

Соответствующий законопроект неоднократно обсуждался в Государственной Думе, но он так и не был  принят как закон, который обеспечивал бы законодательную основу для развития отраслей производства и использования альтернативного топлива. Неужели депутаты высшего законодательного органа страны не понимают важности и необходимости принятия  подобного закона? Разумеется это не так. Все всё понимают, но преодолеть сопротивление мощнейшего экспортно-сырьевого лобби ни один созыв Государственной Думы так и не смог. Сегодня вся надежда только на экономическиий кризис. Возможно только он сможет подтолкнуть, принудить  к принятию нужных решений.

 

Сложившееся в России сегодня статус-кво в сфере газоразведки, газодобычи, транспортировки газа  и газопотребления требует системных изменений. Сложившееся положение очень выгодно сегодня для крупнейших частных акционеров эксклюзивной компании – сырьевого экспортера.  Но оно становится угрозой для энергетической безопасности страны. И для безопасности страны в целом. Россия может оказаться безоружной в грядущих  столкновениях за передел сырьевых ресурсов планеты. Сложившееся положение объективно, независимо от субъективных желаний руководства, тормозит развитие всей той  части отечественной экономики, которая ориентирована  на внутренний рынок. Тормозит развитие промышленности, включая военную промышленность. Тормозит развитие экономически эффективной, энергоэффективной и экологически чистой газомоторной отрасли. Это положение невозможно изменить «отдельными улучшениями». К последним можно отнести, например, газпромовскую программу строительства по 12 новых автогазозаправочных станций в год.  Может быть это амбициозная программа строительства такого количества АГНКС в какой-нибудь  небольшой европейской стране типа Нидерландов?  Нет, эта программа строительства  на бескрайних российских просторах  от Балтики и до Тихого океана, от субтропического Сочи до вечных льдов Арктики. По одной новой газозаправочной станции в год на полтора миллиона квадратных километров территориии страны.  Это разве  нормально ?

 

Нам необходима смена всей парадигмы в сфере добычи, транспортировки и потребления российских энергоресурсов. Помимо проблемы с поставками энергоносителей для отечественных отраслей промышленности и транспорта, есть еще один аспект, о котором все молчат, но он существует и о нем хорошо известно потенциальным противникам России, которые хотели бы "интернационализировать" ее природные ресурсы, включая газ и нефть.

 

 Мы сегодня  очень опасно посажены  "на трубу" - нефтяную и газовую, и от ее нормального функционирования в буквальном смысле зависит жизнь десятков миллионов граждан России. Это очень опасно. Уже сегодня мы не можем защитить наши трубопроводы от их разрушения авиацией и крылатыми ракетами. А именно такими средствами 10 лет назад , в центре Европы, за три весенних месяца была полностью разрушена энергосистема Югославии, что принудило эту страну к капитуляции без войны на ее территории. Мы же - не расположенная в Южной Европе бывшая Югославия. Россия - северная страна, где отопительный сезон длится от полугода до 10 месяцев. Для нас бесперебойное энергоснабжение в зимнее время - это вопрос жизни или смерти десятков миллионов наших граждан. Конечно, есть достаточно большие подземные газохранилища в Европейской части России, но вряд ли из запасов хватит надолго. Замерзать  в случае крупномасштабного военного конфликта будут ВСЕ. Точнее всё то городское население, которое  не будет иметь возможности улететь в теплые страны.  А будет ли вообще такая возможность УЛЕТЕТЬ для кого-либо ? Это еще вопрос... Но об этом никто не желает думать из тех, от кого зависит энеогоснабжение густонаселенных и промышленных  регионов России. Хотя уже существующие технологии использования СПГ позволяют обеспечить дополнительную страховку в создании разветвленной и не сконцентрированной в немногих отдельных местах инфраструктуры резервных энергозапасов. Для возможного их использования в случае форс-мажорных обстоятельств. Какими могут быть и стихийные бедствия, и разрушение энергообъектов в результате терактов, и прямая военная агрессия.

 

Об этом тоже  надо помнить.  Сегодня это кажется маловероятным, но кто мог предположить при жизни маршала Тито, что через 20 лет после его смерти, его страну, причем ЕВРОПЕЙСКУЮ страну, будут в течении нескольких месяцев бомбить некогда дружественные ему американцы. Бомбить ее  промыщленные и энергетические объекты  с тем чтобы  принудить страну к капитуляции !  И ведь добились своего - Югославия капитулировала. То, что кажется совершеннно нвозможным сегодня,  уже послезавтра может  оказаться жестокой и страшной реальностью.

 

 Кстати, перспективная идея нанести поражение стране через полное разрушение её промышленности и прежде всего её энергосистемы и тем самым к полной остановке этой  промышленности),  - эта идея вовсе не нова. Гитлер отказался от предложений  разрушения советской промышленности с воздуха в первые недели войны только потому, что верил в свою идею "блицкрига" - молниеносной войны. Он хотел захватить советскую промышленность, точно также как он ранее  захватил промышленность всей Западной и Центральной Европы, чтобы впоследствии  использовать советские производственные  мощности в войне  против Англии и США.  Но "блицкриг" сорвался, а заводы, которые потом дали Красной Армии десятки тысяч танков и самолетов были достаточно быстро переброшены за  Урал, куда в то время не могли долететь немецкие бомбардировщики. Момент для гарантированного поражения СССР в войне через разрушение  всей ее  оборонной промышленности был упущен и война была проиграна гитлеровской Германией. Позднее уже авиация союзников бомбила промышленность Германии.

 

Сегодня  же  на территориии  России нет таких мест,  куда бы не могли долететь  современные сверхточные  крылатые ракеты. А что через десять лет останется от советского наследия - ядерного оружия и будет ли у будущего руководства России политическая воля применить устаревшее ядерное оружие против стран, ударивших по ее энергетике неядерными средствами, мы этого пока не знаем. Хотя мы знаем, что именно в этих странах находится крупная недвижимость, счета в банках, учатся и постоянно живут члены семей нынешней российской элиты. Поэтому мы можем догадываться о возможной реакции на агрессию против России и против ее граждан, постоянно проживающих на территории России. Об этом тоже не следует забывать.

 

Однако, вернемся к теме газа для внутреннего потребления и для его экспорта за рубеж.

 

 Нам необходим уход от формулы «прогресс в экспорте (и в бюджетных поступлениях от экспорта) в обмен на регресс промышленности внутри страны». Нам необходим уход от таких ложных дилемм, в числе которых мы можем также вспомнить и приснопамятную "формулу сохранения демократии" ельцинского периода – «Коррупция За  Демократию».  Нам необходим уход от формирования значительной части бюджетных поступлений страны за счет экспорта энергоносителей в ущерб развитию отечественного производства и в конечном итоге в ущерб тем же бюджетным поступлениям, но от  своих, от внутренних отечественных производителей – как промышленных, так и сельскохозяйственных.

 

Некоторому ослаблению удавки экспорта энергоносителей могла бы, в частности, способствовать и такая мера, как поставка на экспорт продуктов переработки сырья. В том числе и природного газа, который является не только энергоносителем, но ценным сырьем для многих отраслей промышленности.

 

О том, что России пора переходить от экспорта не возобновляемых ресурсов углеводородов к продажам на мировом рынке высокотехнологичных редких газов с высокой добавленной стоимостью, говорилось в докладе «Формирование гелиевого центра мирового значения в восточных районах Российской Федерации».  Гелий в промышленных масштабах добывается из того же природного газа, в состав которого входит в основном метан, а также примеси других технических газов, в том числе и гелий.  Гелий - это востребованный на мировом рынке и весьма дорогостоящий технический газ. Сырьевая база для крупномасштабного производства гелия у нас есть. В докладе исследовался высокий потенциал, в том числе экспортный потенциал, для развития гелиевой отрасли в России, отмечалась настоятельная необходимость Государственной программы развития этой отрасли. Во время обсуждения этого доклада был поднят вопрос о целесообразности комплексного использования газовых месторождений – и для производства гелия, отделяемого от природного газа, и для строительства заводов по производству СПГ на этом же месте. Докладчик согласился с такой постановкой вопроса. ( Кстати, создание резервных генерирующих мощностей в электроэнергетике на базе использования СПГ могло бы частично децентрализовать источники энергоснабжения и несколько снизить опасную привязку всей энергетики к трубе и к магистральным линиям электропередач  с Востока в Центр России).

Фактически эти же акценты о необходимости государственной поддержки ставились, применительно к аэрокосмической отрасли, в докладе «Опыт создания и эксплуатации промышленного производства жидкого водорода». 

 

В научном докладе молодых русских ученых на, казалось бы, очень узкую специализированную тему «Исследование равновесной абсорбции инертных газов в водно-эмульсионных растворах в зависимости от их жирности» был отмечен очень интересный физиологический и даже медицинский феномен – высокие анестизирующие свойства инертного газа ксенона, растворенного в жирной среде (в том числе в пищевых продуктах - молоке, сметане). В докладе особо отмечалось, что природа воздействия на организм инертного ( то есть не входящего ни в какие химические реакции) газа ксенона пока не выявлена, но применение его в качестве анестезирующего средства не дает эффекта привыкания и, что представляет особый интерес, позволяет лечить наркоманию без «наркотической ломки», причем, co стойким последующим эффектом отвыкания больного наркоманией от наркотиков, включая такие «тяжелые» наркотики как героин.

 

Подобное сочетание высокого научного уровня докладов с выходом на практическое применение результатов исследований сделало прошедшую конференцию заметным событием в мире российской науки и техники. Оргкомитет конференции принял решение проводить ее ежегодно весной или в начале лета.

 

                        Несколько наглядных фотоматериалов зарубежного применения СПГ 

                          Сателлитная станция СПГ для металлургического завода в Норвегии.

                          Справа - судно-метановоз, доставившее СПГ на сателлитную станцию.

                          

                                  Трейлер для  перевозки СПГ на 56 000  литров.  Норвегия.

                         

                        Заправочная станция СПГ для 200 муниципальных мусоровозов. Калифорния.
                       
                        

                    Точка зрения автора публикации может не совпадать с позицией Редакции

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      

         Other publications of the same author ( Articles and Photos from Gas Expos)
 

        Статьи (Articles) 

     "Международная научная конференция «Промышленные газы» 

http://rus-gas.narod.ru/free_opinion_1.html

 

      «Морская транспортировка СПГ: экономика и политика в одном суперфлаконе- супертанкере» .

http://rus-gas.narod.ru/free-opinion.html

 

       «Первый в мире российский СПГ газотурбовоз» 

http://rus-gas.narod.ru/turbogas-loco.html

 

      "Газовые выставки - 2010:
       на Украине, в Турции и России" Статья и фоторепортаж 

http://agzk-at-ru.narod.ru/free-opinion/3expo.html

 

        Фоторепортажи (Photos from  Gas Expos) 

 
      Международная газовая выставка «Газ Турции -2010» ( Gas Turkey-2010),  Стамбул, 1-4 апреля 20010 г.

http://agzk-at-ru.narod.ru/photogallery/istanbul-photo.html


       10-я международная выставка и бизнес-форум «Мир сжиженных и сжатых газов-2010». Киев, 16-19 июня        2010 г. Фоторепортаж

 http://agzk-at-ru.narod.ru/kiev-1/kiiev-1.html


       Конференция (бизнес-форум) на 10-й международной выставке «Мир сжиженных и сжатых газов-2010».          Киев, 17 июня 2010 г. Фоторепортаж.

http://agzk-at-ru.narod.ru/photogallery/kiev-2.html

 
      11-я московская международная выставка «Нефть и Газ – 2010», 21-24 июня, 2010 г.
      Фоторепортаж с комментариями

http://agzk-at-ru.narod.ru/photogallery/neftegaz-photo.html

   



Hosted by uCoz